Марка с миллиардным номиналом
Глава Минздрава М. Мурашко сообщил, что с 1 июля начнет действовать обязательная маркировка лекарств.
Предприятия, которые занимаются производством, хранением, импортом, реализацией, использованием и ликвидацией лекарств, обязаны обеспечить внесение данных о них в систему мониторинга.
Когда затевалась поголовная маркировка, предполагалось, что к 2024 году каждый товар в РФ будет гордо нести на себе соответствующее «клеймо». Власти объясняют это борьбой с контрафактом и прочим леваком, со спекулянтами. Отраслевые эксперты пугают, что у нас до 30% продаваемых товаров нелегальные и сомнительные и опаснее других именно лекарства и алкоголь. Маркировка же позволит строго бдить за ними, отслеживать весь путь от производителя до потребителя, выявлять преступные тропы.
Проблема лишь в мелких деталях. Маркировка — дело затратное, предприятию нужно будет приобрести и наладить новое оборудование: компьютеры, принтеры, видеокамеры, организовать их онлайн-обслуживание. И поскольку с 1 июля маркировать придется около 6,5 млрд упаковок лекарств в год, удовольствие это влетит в копеечку.
Даже если себестоимость упаковки возрастет лишь на рубль, то 6,5 млрд рублей — приличная сумма. Кому придется ее выложить? Правильно, покупателям, то есть заболевшим гражданам! Потому как все свои дополнительные затраты производители и распространители закладывают в цену товара.
По мнению большинства экспертов, с 1 июля все лекарства в стране начнут дорожать. Не правда ли, весьма актуально в условиях свистопляски пандемии?! Что за срочность? В правительстве не осталось здравых умов, способных отложить маркировку таблеток и микстур на полгода-год?!
Даже депутаты Госдумы, нарушив традицию не перечить начальству, рекомендовали правительству не применять систему административных штрафов к тем организациям, которые по объективным причинам не успели подготовиться. А для сдерживания цен на лекарства предложили ввести льготное кредитование для производителей препаратов «дешевого» сегмента и обнулить пошлину на ввоз субстанций.
Хотя опыт карантинных месяцев показал, что просить у властей поддержки бизнеса — деньгами, а не речами — дело в РФ гиблое.
Есть и другой провальный опыт. Когда государство вознамерилось взять под жесткий контроль рынок алкоголя и ввело систему слежения — ЕГАИС, — которая, мол, учтет каждую бутылку, подпольные бутлегеры поначалу содрогнулись. Однако потом обнаружилось, что через магазины продается гораздо больше спиртного, чем, согласно ЕГАИС, произведено и ввезено легально.
Не работают в России подобные системы. К каждому следящему надо приставлять еще с десяток контролеров. Но граждан все равно заставят раскошелиться.
Павел Максимов.
Фото: ADOBE STOCK
Источник: mirnov.ru